История многодневной гонки на приз «Молодой гвардии» начинается с 53 года. Тогда впервые был проведён многодневный показательный велопробег сильнейших велосипедистов, который и позволил наметить «контуры» будущей гонки.
Первый обладатель приза «Молодой гвардии» был определён 54 году. Им стал представитель «Буревестника» Юрий Щелкунов.
Гонка проводилась по следующим правилам. Команда должна была состоять из 6 гонщиков. Победитель определялся по сумме времени всех этапов. Командный зачёт определялся по сумме времени трёх лучших на каждом этапе. Победители на каждом этапе получали бонификацию: одну минута за 1 место, тридцать секунд за 2-е, пятнадцать секунд за 3-е. Как правило, было 7 этапов, в число которых входили: командная гонка, разделка, критериум и несколько групповых гонок.
Первые годы гонка проводилась в июне, в последующем была перенесена на первую половину мая и использовалась для подготовки к основным стартам сезона. Проводилась многодневка до конца 80-х годов. Случались непродолжительные перерывы, например, в 62 году гонка состоялась после четырёхлетнего перерыва. Тогда на старт в Верхних Муллах вышли 12 команд. Первый этап проходил до посёлка Юго-Камского.
Всю дорогу гонщиков сопровождал проливной дождь, но на финише их ждал приятный сюрприз: жители посёлка встречали велогонку с цветами и оркестром.
Победителем стал Александр Романов из клуба «Кировец». В том году он был заметен на всех этапах и стал вторым в итоговой классификации.
Выиграл многодневку Леонид Друзин, так же представлявший «Кировец».
В конце 60-х и начале 70-х на многодневке доминировали гонщики «Молота». 68-м году победил Виктор Завирохин, выигравший пять этапов из шести.
В 69-м Анатолий Леонов и Виктор Завирохин из «Молота» заняли первое и второе места.
В 71-м снова победил Анатолий Леонов. Второе и третье места заняли его товарищи по клубу Леонид Шилов и Николай Тымкив.
Наибольшую суммарную продолжительность этапов многодневка имела в начале 70-х годов. В 70-м 575 километров, а в 71-м и 73-м – 610. При этом были идеи сделать многодневку ещё сложнее. В 71-м, по окончании гонки, старший тренер сборной области Вадим Алексеевич Гоберман в интервью газете сказал:
— Чтобы усложнить тренировку, необходимо увеличить число этапов, общую продолжительность довести до 1000 километров, а число участников от одной команды увеличить до восьми. Нужно увеличить и число таких состязаний. Областному комитету по физической культуре и спорту пора перенять опыт наших соседей свердловчан и челябинцев, которые проводят и первенство области по многодневной гонке.
В других интервью, которые в разные годы давали участники многодневки, чаще других встречается пожелание проводить старты ближе к городу, чтобы большее число болельщиков могло наблюдать за борьбой и поддерживать гонщиков. Порой, организаторам удавалось находить интересные решения.
Так 73-м финиш гонки прошёл на стадионе «Звезда» (имени Ленинского комсомола) в перерыве футбольного матча. Победителем многодневки стал Виктор Широков. 73-й год примечателен ещё тем, что у первого победителя гонки Ю. А. Щекунова состоялся дебют в новом качестве: он возглавил работу судейской коллегии.
С конца 70-х последний этап стал проводиться в Закамске.
В статье «Молодой гвардии», посвящённой финишу многодневки в 78-м, отмечается, что буквально все жители Кировского района вышли понаблюдать за борьбой на последнем этапе, в результате гонщики мчались в двухкилометровом сплошном коридоре болельщиков.
Победителями тогда стали коллектив физкультуры «Электрон» и их лидер Александр Климов.
В последующие годы победителями многодневки становились такие гонщики как Анатолий Гладиков из «Титана» (1979). А. Захарченко из «Политехника» (1980).
В. Тетерин из «Звезды» (1981).
Последняя заметка о многодневке содержится в номере газеты за 1988 года.
В более поздние годы в пермских газетах можно прочитать только о традиционной кольцевой велогонке на приз газеты «Вечерняя Пермь» появившаяся, как и сама газета, в 69 году и проводившаяся до 90-х годов на улице Ленина в канун Дня физкультурника. Старт и финиш был напротив здания по адресу Ленина, 66. Длина круга составляла 5 километров. После каждого разыгрывался промежуточный финиш.
В первой гонке победил спартаковец Александр Федотов. В 70-м Леонид Шилов из «Молота». В 71-м Лев Первов из «Звезды».
В 72-м Валентин Беляев из «Молота».
Леонид Шилов из «Молота» выиграл четыре гонки подряд. В 77-м победителем гонки стал Владимир Баранов из Звезды».
С шестой по счёту гонки, в 74-м году, на старт стали выходить и женщины. Первой победительницей гонки стала чемпионка страны того года Алевтина Черных из «Молота».
В 75-м женская гонка была самой представительной. На старт вышли чемпионки страны и республики в разных гонках Любовь Кожевникова, Зоя Потапова, Софья Тымкив. Так что у Алевтины Черных в лице её одноклубниц появились очень сильные соперницы. В напряжённой борьбе победила Кожевникова.
А вот на следующий год пермячкам пришлось уступить первенство в личном зачёте гостье из Набережных Челнов Надежде КибардинОй.
Надо заметить, что Надежда КибардинА через несколько лет после этой победы стала двукратной чемпионкой мира на треке в гонке преследования и двукратной чемпионкой мира на шоссе в командной гонке. Вот такая именитая победительница есть в истории Вечёрки.
В 77-м среди мужчин победил Владимир Баранов из «Звезды», а среди женщин вновь стала Любовь Кожевникова.
В 78-м гонка снова стала только мужской. В ней, десятой по счёту, победил юниор из «Прикамья» Владимир Дорощук.
В 79 году гонка прошла, как говорится, в одни ворота: уже после первых трёх кругов лидерство захватил представитель «Молота» Виктор Черемных и выиграл гонку с большим отрывом.
В 80-х в гонке доминировал «Политехник». В 80-м победил Александр Елсуков,
затем Алексей Никитин.
В 82-м, снова Никитин, правда, выступающий уже за «Молот».
Затем побеждали Владимир Дорощук из «Прикамья», а потом снова гонщики «Политехника»
Валерий Медведев,
Константин Колпаков,
Исаев.
Среди женщин сильнейшей в те годы была гонщица «Политехника» Любовь Василкова.
В 87-м году, сразу после страта гонки, корреспондент «Вечерней Перми» попросил заслуженного тренера России Вадима Алексеевича Гобермана дать эспресс-прогноз, и вот что он сказал:
— У женщин однозначно выиграет Василкова из Кунгура. Но советую понаблюдать за молодой Чебыкиной. Очень способная. Уже выигрывала по своему возрасту профсоюзное первенство страны. На России была в призах. А вот у мужчин всё сложнее. Хотя, есть один момент… Алексей Никитин завтра собирается в свадебное путешествие, ну и захочет, наверняка, сделать себе подарок – постарается выиграть.
Мужскую гонку сольным отрывом выиграл Александр Зубарев.
Что касается женщин, то прогноз Вадима Алексеевича почти сбылся. Вновь выиграла Любовь Василкова, а Елена Чебыкина стала третьей. Второй стала Любовь Приёмщикова, которую, подруга по команде Любовь Василкова, увлекла за собою в отрыв.
В 88-м победил представитель «Политехника» Илья Громов. В 89-м Вячеслав Мухачёв из «Камы».
В 90-м корреспондент Вечёрки снова попросил Вадима Алексеевича дать свой прогноз. На этот раз заслуженный тренер России был абсолютно точен:
«Василкова и Ижболдин сейчас на две головы выше всех остальных соперников».
В итоге так и оказалось.
После финиша участники и зрители делались своими впечатлениями и предложениями по улучшению гонки. Об этом можно прочитать в номере Вечёрки за 14 августа 1990 года. Однако, это последняя заметка о велогонке на приз газеты.